Мозаика – древнее искусство с богатыми традициями

mozaika

Мозаика является одним из древнейших искусств, за много веков своего существования прошедшим нелегкий путь. Такая техника была распространенной еще в эпоху Древнего Рима и эллинизма. В древние времена мозаикой выкладывались полы и стены вилл, терм и дворцов. Сюжеты древних мозаик были самыми разнообразными – от простых орнаментов до невероятно сложных сцен, изображающих охоту, сцены с атлетами, театральными масками.

Как правило, в римской мозаике кладка была достаточно крупной, поэтому черты лиц не отличались тонкостью, но являлись очень выразительными. Хотя мозаики были очень сложными, римские образцы характеризовались приземленностью; в них не было изысканности и утонченности, которыми отличались византийские мозаики. Это объясняется тем, что римские мозаики создавались в первую очередь как предметы роскоши, а их задачей было создание удовольствия, настроения неги и веселья.

Настоящего расцвета техника мозаики достигла на территории Византийской империи. Там старинные картины, созданные из разноцветных кусочков, в период с четвертого по четырнадцатое столетие, использовались для украшения усыпальниц и огромных соборов. Византийская мозаика была более утонченной и создавалась с использованием деликатной кладки и мелкого модуля камней. Византийские мастера использовали кардинально другие приемы в кладке одежды и ликов. Даже небольшой фрагмент этих мозаик в полном смысле передает их прекрасный и величественный дух.

Как правило, старинные картины из мозаики выполнялись в технике прямого набора. Для создания картин использовались натуральные и драгоценные камни, а также специально изготовленные смальта. Византийские мозаики – это в большинстве случаев мозаики храмовые, в которых трактовка образов в отличие от римской мозаики была более условной. Объектами изображения в византийском изобразительном искусстве служили не определенные предметы и люди, а христианские святые, чьи образы не были настолько конкретными, как их деяния. Византийские художники не копировали окружающий мир, как античные мастера, а создавали его модель по подобию реального.

В Византии создавались мозаики, представлявшие собой монументальные полотна. Кладка старинных картин с ее живой неровностью и бархатистостью была рассчитана на восприятие с далекого расстояния. Римские мозаики, в свою очередь, решали светские задачи, используясь для украшения меньших по размеру зданий, помещений общественного характера и частных вилл, поэтому они носили более камерный характер.

В Византии мозаичное искусство было техникой империи. Мозаика еще до появления иконы начала служить христианству. На протяжении многих столетий дальнейшее развитие мозаики было прочно связано с христианством. Древнерусское искусство мозаики также развивалось под влиянием византийских традиций, постепенно обретая собственные уникальные художественные и технические приемы.

Со временем под влиянием татаро-монгольского ига мозаичное искусство было забыто. Снова возродить мозаичную технику удалось только в восемнадцатом столетии благодаря деятельности великого русского ученого М. Ломоносова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *